Ва́би-са́би (яп. 侘寂) является обширной частью японского мировоззрения. Оно описывает красоту того, что несовершенно, мимолётно или незакончено. Узнайте больше о философии ва́би-са́би и его влиянии на японское искусство и повседневную жизнь на Ласточка-Коломна.
Cодержание
Значение термина
Ва́би-са́би (яп. 侘寂) является обширной частью японского мировоззрения. Оно состоит из двух слов: ваби, которое ассоциируется со скромностью, одиночеством и внутренней силой, и саби, которое связано с архаичностью и подлинностью. Вместе они описывают красоту того, что несовершенно, мимолётно или незакончено. Ва́би-са́би характеризует способность воспринимать прекрасное и предметы искусства в своём естестве, неподдельности и без излишеств.
Эндрю Джунипер утверждает, что если объект или выражение могут вызвать чувство светлой меланхолии и духовной жажды, то можно сказать, что этот объект обладает ва́би-са́би. Ричард Пауэл подводит итог, говоря: "Подлинное научение ва́би-са́би происходит через осознание трёх простых фактов: ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно".
Ва́би-са́би в японском искусстве
Многие виды японского искусства в течение последнего тысячелетия подвергались влиянию философии дзэн, особенно концепций несовершенства, постоянного течения и непостоянства всего. Приведен неполный список видов искусства, которые служат примером эстетики ва́би-са́би:
- Икебана - японская композиция из цветов;
- Чанойю - церемония чаепития;
- Карэдзю - старинная японская игра в карты;
- Кинкаку-дзи - золотой храм в Киото;
- Неофициальный ландшафтный дизайн;
- Сады и парки;
- Японское кино;
- Японская каллиграфия;
- Японский чайный сервиз.
Ва́би-са́би в повседневной жизни
Эстетика ва́би-са́би проникает не только в японское искусство, но и в повседневную жизнь людей. Японцы находят ва́би-са́би в природе, в архитектуре, в предметах быта. Ва́би-са́би помогает им принимать реальность и неизбежность перемен. Они находят красоту в простоте и незавершённости, практикуют наблюдение за мимолетной жизнью природы и стремятся к минимализму.
Современные психотерапевтические подходы на Западе также обнаруживают сходство с восточной философией, основанной на принципах ва́би-са́би. Например, практика развития осознанности и концентрации внимания (mindfulness) является научно-доказательной методикой, основанной на восточных традициях.
См. также
Ва́би-са́би в современном мире
Ва́би-са́би стало популярным понятием в западной культуре. В 1990-х годах оно было позаимствовано разработчиками программного обеспечения и использовано в концепции быстрой разработки ПО (Agile software development) и вики для описания состояния продолжающегося несовершенства.
Ва́би-са́би вдохновляет нас обратить внимание на то, что несовершенство, незавершённость и временность являются неотъемлемой частью нашей жизни. Оно призывает нас ценить простоту, неподдельность и естественность во всём, что нас окружает. Ва́би-са́би позволяет найти красоту в неидеальном мире и принять его смиренно и с благодарностью.
Ва́би-са́би, с его философией скромной простоты и признания несовершенства, остается актуальным и важным для современного человека. Он напоминает нам о вечном потоке времени и призывает нас найти гармонию с окружающим миром и сами собой.
Что нам скажет Википедия?
Ва́би-са́би (яп. 侘寂, «скромная простота»; ваби «непритязательная простота» + саби «налёт старины; умиротворение одиночества») — обширная часть японского мировоззрения: «ваби» ассоциируется со скромностью, одиночеством, не яркостью, однако внутренней силой; «саби» — с архаичностью, неподдельностью, подлинностью[1].
Ваби-саби описывают как красоту того, что несовершенно, мимолётно или незакончено. Ваби-саби характеризует способность воспринимать прекрасное и предметы искусства в своём естестве, неподдельности и без излишеств. Атмосферу ваби-саби передаёт осенний сад или тусклый лунный свет.
По мнению Леонарда Корена[en], ваби-саби — наиболее заметная и характерная особенность того, что считается традиционной японской красотой, и она «занимает примерно то же место в японской иерархии эстетических ценностей, какое на Западе занимают греческие идеалы красоты и совершенства». Эндрю Джунипер (англ. Andrew Juniper) утверждает, что «если объект или выражение могут возбудить в нас чувство светлой меланхолии и духовной жажды, тогда можно сказать, что этот объект есть ваби-саби». Ричард Пауэл (англ. Richard R. Powell) подводит итог, говоря: «Подлинное научение ему (ваби-саби) происходит через осознание трёх простых фактов: ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно».
Рассматривая значения отдельных слов «ваби» и «саби», можно найти чувства одиночества и запустения. В дзэнском ощущении мира они видятся как положительные признаки, представляющие освобождение от материального мира и «трансцендентный» выход за его пределы к простой жизни. Сама дзэнская философия, однако, предупреждает, что истинное понимание недостижимо посредством слов или языка, поэтому принятие ваби-саби через несловесные способы выражения может оказаться наиболее подходящим подходом.
Многие виды японского искусства в течение последнего тысячелетия подвергались влиянию философии дзэн, в частности концепциям восприятия несовершенства, постоянного течения и непостоянства всего. Такие виды искусств могут служить примером эстетики ваби-саби. Ниже дан неполный их список:
- Икебана — японская композиция из цветов;
- Чанойю — церемония чаепития;
- Карэдзю — старинная японская игра в карты;
- Кинкаку-дзи — золотой храм в Киото;
- Неофициальный ландшафтный дизайн;
- Сады и парки;
- Японское кино;
- Японская каллиграфия;
- Японский чайный сервиз;
В 1990-х это понятие было позаимствовано разработчиками программного обеспечения и было задействовано в концепции быстрой разработки ПО (англ. Agile software development) и вики для описания одобрения состояния продолжающегося несовершенства, которым обладают результаты этих методов.