Философия жителей Скандинавии основана на умеренности, гармонии и простоте. В этой статье вы узнаете об особенностях скандинавского стиля интерьера, его разновидностях и истории. Откройте для себя преимущества создания уютного и функционального пространства в своем доме. Читайте на Ласточка-Коломна.
Cодержание
Философия жителей стран Скандинавии
К скандинавским странам относят Норвегию, Данию, Швецию, Исландию и Финляндию. Все они расположены в северной части Европы, где царит суровый нордический климат. Несмотря на это, страны Скандинавии занимают высокие позиции в рейтингах экономического и социального благополучия граждан, а их жители считаются самыми счастливыми на планете.
В философии жителей Скандинавии акцент делается на умеренности во всем и гармоничных отношениях – с другими людьми, с собой и с природой. Простота, универсальность, минимализм и разумное потребление являются основными принципами, которые делают жизнь более качественной и людей – счастливее.
История формирования стиля
Скандинавский стиль интерьера зародился в Швеции более 300 лет назад под влиянием короля Густава III, который после поездки по Франции решил оформить свою резиденцию в стиле Версаля. С учетом более скромных финансовых возможностей Швеции, скандинавский стиль эволюционировал в уютный вариант ампира, лишенный излишней роскоши и помпезности.
Основные черты скандинавского стиля были сформированы в 40-50 годах прошлого века и включают в себя легкость, сдержанность, хорошее настроение, чистые цвета, линии и формы. Скандинавский стиль интерьера проник во все уголки мира, став популярным как современное эстетическое направление в дизайне.
Особенности и разновидности скандинавского стиля
Скандинавский стиль интерьера отличается следующими особенностями:
- Многофункциональность – вещи выполняют несколько функций.
- Практичность – мебель проста и удобна, создавая эстетичную и гармоничную обстановку.
- Минимализм в деталях – использование непринужденных и лаконичных элементов декора.
- Натуральные материалы – предпочтение дереву, ротангу, коже, меху и текстильным элементам из натуральных волокон.
- Минимум декора – отсутствие лишних декоративных деталей, но с добавлением нескольких акцентов, таких как яркие подушки или постеры.
Скандинавский стиль интерьера может быть классическим или современным. Он служит не только созданию уютного пространства, но и проникновению в философию северных стран.
См. также
Зарождение и распространение скандинавского стиля
Зарождение скандинавского стиля связывают с XVIII веком и правлением короля Густава III в Швеции. Отказавшись от пафоса рококо и ампира, шведский интерьер принял простой и домашний вид. В начале XX века скандинавский стиль начал оказывать влияние на оформление интерьеров во всем мире.
Международная выставка в Стокгольме в 1930 году продемонстрировала достижения скандинавского дизайна, объединившего эстетические и потребительские качества. Популярная выставка дизайна в Милане в 1947 году привлекла внимание к скандинавской мебели и товаров для дома. С тех пор скандинавский стиль начал свое победное шествие по всему миру, оставляя свой след в интерьерах квартир и домов.
Сегодня скандинавский стиль интерьера остается популярным и востребованным, способствуя созданию гармоничной и функциональной обстановки в помещениях различного назначения.
Что нам скажет Википедия?
Скандинавский дизайн — направление в промышленном, интерьерном и предметном дизайне северно-европейских стран: Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии и Исландии — в 1930—1950-е годы. В некоторых случаях под понятие скандинавский дизайн подводят дизайн северных стран всего XX века — начала XXI века, считая единство его прикладных и концептуальных элементов точным выражением художественного принципа XX века.
Отправную точку этого направления дизайна принято связывать со средневековой традицией — основные институции сформировались в XVI веке, когда были созданы основные ремесленные гильдии. Тем не менее, основные черты дизайна в Дании сложились под влиянием новой художественной традиции XX века: стиля модерн, а затем — функционализма, интернационального стиля, модернизма и традиции Баухауза. Дaтcкий дизайн, чьей отправной точкой можно считать деятельность королевской фарфоровой мануфактуры Royal Copenhagen, основанной в 1775 году, испытал заметное влияние неоклассической и романтической традиции. Движение искусств и ремесел также было близко датской художественной идее, его идеологической и бытовой традиции.
Одна из особенностей дизайна первой половины XX века в Дании — соединение традиции классицизма, Движения искусств и ремесел, модерна и модернизма. Oдин из примeрoв этого направления — работы Георга Йенсена. Развитие новых форм и нового стиля в датском дизайне связано с деятельностью журнала Kritisk Revy, который способствовал распространению идей модернизма, конструктивизма и Баухауза.
Идеи шведского дизайна связывают с концепцией протестантской этики, сформулированной Максом Вебером. Эта идеологическая доктрина предполагает строгость, сдержанность, рассматривает честный и достойно вознаграждаемый труд как часть религиозной идентификации. Отправной точкой шведского дизайна является период символизма и модерна, когда в Швеции сформировался собственный художественный язык под влиянием национальной школы классицизма, романтизма, сентиментализма, импрессионизма и шведской символической традиции. Наиболее заметным и влиятельным художником этого времени можно считать Карла Ларссона.
Зарождение и подъем финского дизайна связывают с явлением национальной романтики, которое сложилось в XIX — начале XX веков. Издание Калевалы Элиасом Леннротом в 1835, влияние шведской архитектуры второй половины XIX века и обретение независимости в 1917 году создали условия формирования национальной художественной школы в области дизайна. Особенность финской школы — соединение национальной традиции и принципов интернациональной архитектурной доктрины. В первой половине XX века финский дизайн сформировался под влиянием идей модернизма. В частности, работы Алвара Аалто принимали участие в этапной выставке «Современная архитектура: интернациональная выставка», которая в 1932 году проходила в Музее современного искусства в Нью-Йорке и, по сути, дала толчок к развитию интернационального стиля. Финляндия стала одной из важнейших стран как в смысле распространения интернационального стиля, так и с точки зрения развития дизайна в целом. Классический финский дизайн соединил элементы традиционной культуры (Тимо Сарпанева), природные мотивы (Тапио Вирккала) и принципы интернационального функционального и минималистического дизайна (Алвар Аалто).
Специфика норвежского дизайна — необычное положение по отношению как к интернациональным художественным течениям, так и к местной художественной традиции. Норвежская система предполагала жизнь большими хуторами-поместьями — изолированными от внешнего мира и, в то же время обеспеченных всем необходимым. Особенность Норвегии — сочетание суровых условий жизни и бытового комфорта, которые объединили национальную традицию и принципы интернационального дизайна.
Особенность исландского дизайна заключается в его позднем развитии. Исландия практически не принимала участия в формировании художественных идей начала XX века. В силу того что страна занимает одно из самых изолированных положений среди всех скандинавских стран, она практически не участвовала в последовательном художественном процессе континентальных государств. Принципиальное значение для развития дизайна в Исландии имело открытие Школы прикладных искусств в Рейкьявике в 1939 году. Особенность исландского дизайна — его специфическое отношение к модернизму. Элементы нового направления появились в Исландии в тот момент когда интернациональный стиль, по сути, был уже состоявшимся явлением. Знакомство с модернизмом совпало с обретением независимости.