Введение в стиль барокко и его характеристики. Узнайте про историю, особенности и влияние барокко в европейском искусстве и архитектуре на сайте Ласточка-Коломна.
Cодержание
Введение в стиль
Барокко - это стиль в европейском искусстве и архитектуре, который преобладал в XVI-XVII веках. Характерные черты барокко включают внимание к деталям, обилие символов и аллегорий, грандиозные композиции, преувеличения, эмоциональность, пышность и изогнутые линии. Он возник в период, когда в Европе происходили значительные изменения в общественной и религиозной сфере. Реформация, Контрреформация и новые научные открытия вызвали изменение в мировоззрении европейцев, что нашло свое выражение в искусстве и архитектуре.
Исторический исток барокко
Барокко получило свое название от португальского слова "la perola barroca", что означает "неправильно округлый жемчуг". Сам стиль зародился в Италии и распространился по всей Европе, включая Россию. Важной фигурой в развитии барочной архитектуры был итальянский архитектор Карло Мадерно, который спроектировал фасад базилики Святого Петра в Ватикане. Его работа отличалась вытянутым куполом, использованием различных стилевых элементов на фасаде, таких как квадратные и круглые колонны, а также изысканной детализацией дверей и окон.
Характерные особенности барокко
Архитектура стиля барокко отличается пространственностью и живописностью композиций. В отличие от классицизма, который характеризуется симметрией и уравновешенностью, барокко активно взаимодействует с окружающим пространством и создает динамичные объемы. Фасады барочных зданий часто имеют рельефность и играют с эффектами светотени. Барочные архитекторы также создавали оптические иллюзии, чтобы визуально расширить пространство интерьеров. Использование золотистых, голубых и розовых тонов, а также извилистой лепнины и узоров на потолках и стенах, придавало помещениям элегантность и роскошь.
См. также
Барокко в изобразительном искусстве
В изобразительном искусстве барокко одним из известных представителей был фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Он часто изображал мифологические и религиозные сюжеты, на его полотнах можно увидеть пышные тела в динамичных позах с использованием ярких красок. Рубенс также работал в жанре парадного портрета, изображая королей и вельмож, которые стремились продемонстрировать свой статус в обществе.
Барокко как философия искусства
Барокко - это не только художественный стиль, но и философия, которая отражает пик творческого подъема и концентрации эмоций. Исследователи культуры видят в каждом историческом периоде свое "барокко" - выражение определенного культурного искусства и его максимального выражения. Эта "барочность" рассматривается как неотъемлемое свойство отдельных национальных культур и исторических типов искусства. Барокко может возникнуть в любой эпохе и проявиться в различных формах искусства, будь то литература, скульптура, архитектура или музыка.
Заключение
Барокко - это стиль, который возник в эпоху значительных изменений в мировоззрении искусства и архитектуры. Его характерные черты включают внимание к деталям, символы и аллегории, грандиозные композиции и эмоциональность. Барокко выразил разрыв между разумом и чувствами, который характеризовался конфликтом и неуравновешенностью. Стиль барокко оставил свой след в архитектуре, изобразительном искусстве и философии, и его влияние продолжает восхищать и вдохновлять людей по сей день.
См. также
Что нам скажет Википедия?
Баро́кко (итал. barocco, букв. — «вычурный», порт. pérola barroca) — одна из характеристик европейской культуры эпохи XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Барокко — один из самых многозначных терминов в истории и теории художественной культуры. Условность этого определения заключается прежде всего в том, что словом «барокко» обозначают самые разные явления: художественное направление (компендиум идей, философских концепций, эстетических норм и правил), противопоставляемое классицизму, исторический художественный стиль, ряд историко-региональных художественных стилей, течений и школ, индивидуальные стили и манеры работы отдельных мастеров. В разных странах эта эпоха имеет различную хронологию, периодизацию и терминологические определения. Этим же обобщающим термином называют «последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах». Поэтому слово «барокко» используют в качестве метафоры в смелых историко-культурных обобщениях: «эпоха барокко, мир барокко, человек барокко, жизнь барокко (итал. la vita barocca)».
В каждом историческом периоде развития искусства исследователи культуры видят своё «барокко» — пик творческого подъёма, концентрации эмоций, напряжения форм. Исследователи пишут о качествах баро́чности как неотъемлемом свойстве отдельных национальных культур и исторических типов искусства. Американский архитектор Р. Вентури в книге «Сложность и противоречие в архитектуре» (1966), испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, кубинский писатель Алехо Карпентьер провозгласили барочность «человеческой константой, особенно в отношении латиноамериканского мира». Авторы призывали покончить с заблуждением, представляющим барокко как стиль, порождённый эпохой XVII—XVIII веков. А. Карпентьер писал: «Дух барокко может возродиться в любой момент… Ибо это дух, а не исторический стиль… Барочность — более, чем стиль барокко. Это своеобразный творческий импульс, циклично повторяющийся на протяжении всей истории искусства в любых его проявлениях, будь то литература, скульптура, архитектура или музыка… Барочность в лице Александра Македонского, Карла Великого или Наполеона Бонапарта представляет собой кульминационную точку, расцвет определённой цивилизации».