История китайского стиля в интерьере. Узнайте, как адаптировать традиционные интерьерные приемы родом из Китая к современному жилищу. История развития китайского интерьерного стиля. Простота и выразительность - основные концептуальные особенности китайского стиля в интерьере.
Cодержание
История китайского стиля в интерьере
Культура Азии в наши дни обрела особенную популярность: духовные практики, необычные блюда, различные направления искусства и творчества азиатских народов полюбились туристам и искателям вдохновения. Китайский дизайн не остался в стороне. Как адаптировать традиционные интерьерные приемы родом из Китая к современному жилищу – узнаем подробнее.
Китайская цивилизация зародилась более 5000 лет назад и с тех пор развивалась по собственному уникальному сценарию. Именно Китай стал родиной бумаги, чернил, компаса, звёздных карт и каллиграфии. А также важнейших для этой нации религиозно-этических течений – даосизма и конфуцианства.
Лежащие в основе этих учений принципы гармонии человека и окружающего мира охватывают все сферы культуры Поднебесной, в том числе китайский интерьер.
Мода на китайскую экзотику вспыхнула в Европе в конце 17 века и получила название шинуазри. Этот термин подразумевает не столько точное копирование китайского стиля, сколько своеобразное подражание типичным приемам на стыке с рококо в интерьере комнаты.
Вслед за фарфором, столь впечатлившим европейцев, из Китая стали завозить шелковые ткани, декоративные предметы искусства, ширмы, обои из рисовой бумаги и мебель. Несмотря на высокую стоимость товаров и смутные представления о традициях Поднебесной, аристократы охотно добавляли китайские мотивы в интерьер: изящные вазы, веера, обилие текстиля с иероглифами и этническим орнаментом.
Классическая форма китайской архитектуры – пагода – вдохновила зодчих на строительство затейливых беседок и домиков для модных в то время чаепитий.
Позднее, в 20 веке, увлечение Китаем получило новый виток. В его основу легла даосская практика организации пространства – фэншуй. Цель обустройства интерьера по фэншуй – гармонизация энергетических потоков и их грамотное распределение на благо обитателей. Несмотря на свою эфемерность, эта концепция поныне имеет массу поклонников.
Особенности китайского стиля
Китайский стиль сохранил свою аутентичность, практически ничего не позаимствовав извне. Традиционный интерьер Поднебесной непрост в восприятии, а воссоздать его с филигранной точностью под силу единицам.
Чтобы желанный этнический дизайн не обернулся филиалом музея (а то и барахолки), стоит взять за основу характерные базовые принципы.
Интерьер традиционного китайского дома строится по принципу гармонии и порядка. Пространство не должно быть перегружено, чтобы потоки энергии беспрепятственно циркулировали. Жители Китая ценят простоту и выразительность, поэтому в помещениях используют низкую компактную мебель, функциональные шкафы и комоды, а также раздвижные ширмы для зонирования. Декор отличается сдержанностью и продуманностью.
В отделке максимально широко применяют дерево, а также бумажные обои с рисунками, являющимися символами, несущими скрытый смысл и определенную энергию. Не рекомендуется использовать декор, мебель или конструкции с острыми углами, так как это противоречит принципам фэншуй. Зонирование комнат происходит при помощи панелей или ширм, создавая уютные уголки и разделение пространства.
История развития китайского интерьерного стиля
В Европе конца 17 века начала распространяться мода на необыкновенно тонкий изящный фарфор, ввозимый купцами из Китая. Не только аккуратная и красиво расписанная посуда к тому же не требовала особых правил очистки в сравнении с серебряной или золотой, поэтому быстро наполнила дворцы и дома аристократов.
А чуть позже мастера из Саксонии начали копировать стиль китайских коллег и открыли первую фарфоровую фабрику.
Представители высших сословий не остановились на приобретении фарфора. Их заинтересовала культура далекой страны. Так помещения начали украшать изящными вазами и широкими веерами, декорировать ширмами из шелка, а беседки строили повторяя стили пагод из Поднебесной.
И все-таки об истории и традициях Китая в те годы знали очень мало, поэтому оформлению интерьеров сопутствовала богатая фантазия, а не подлинная философия восточной страны. Так родился стиль шинуазери или «китайский рококо». С французского «chinoiserie» буквально переводимый как «китайщина».
Ближе к 20 веку ситуация изменилась. Поднебесная страна шире открылась для мира. Теперь европейские квартиры обставляли в соответствии с правилами Фэн-шуй, учитывали правила в отделке создавая интерьер близкий Китаю по духу.
См. также
Концептуальные особенности китайского стиля в интерьере
Простота и выразительность – первое, с чем ассоциируется китайское жилище. Ему присущи:
- Минимализм в мебели и декоре
- Использование натуральных материалов, особенно дерева
- Сдержанность и продуманность в декорировании
- Использование символов иероглифов и орнаментов в отделке
- Пользование раздвижными ширмами для зонирования
- Гармоничное сочетание цветов и текстур
Придерживаясь этих критериев, китайскую обитель можно создать в любом уголке планеты. Важно помнить, что китайский стиль не стремится к точному копированию, а больше уделяет внимание созданию гармоничного и эстетически привлекательного интерьера.
Отделка: господство дерева
Этнические стили, к которым относится китайский, предпочитают использовать натуральные материалы и традиционные техники отделки. В китайском интерьере широко применяется дерево. Стены можно покрыть бамбуковыми или тканевыми шпалерами, а также использовать бумажные обои с рисунками, символизирующими различные аспекты китайской культуры.
Полы могут быть выполнены из крупной плитки или древесины с насыщенной текстурой. Компактная и низкая мебель из дерева будет сочетаться с общим стилем и создаст ощущение гармонии и уюта.
Особое внимание в китайском интерьере уделяется потолкам. Они часто имеют многоуровневую конструкцию, создающую иллюзию небес над головой. Для отделки потолков используются деревянные или бамбуковые панели, а также росписи с изображением природных мотивов или символов.
Создание комнаты в китайском стиле требует внимания к деталям и учета основных принципов этного стиля. С помощью сочетания символов, цветов и элементов декора можно создать атмосферу, соответствующую духу традиционного китайского интерьера.
Что нам скажет Википедия?
Шинуазри́, шинуазери́ (фр. chinoiserie — кита́йщина) — использование мотивов и стилевых приёмов традиционного китайского искусства в европейской архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, оформлении архитектурных интерьеров и устройстве садово-парковых сооружений, преимущественно XVII—XVIII веков. По определению В. Г. Власова: шинуазри это — обобщённое название различных «стилизаций под искусство Китая», которые «в отличие от подлинных произведений китайского искусства представляют собой произвольное, часто далёкое от действительности изображение китайской жизни в представлениях европейцев».
Шинуазри, как и японизмы, является внутристилевым течением, в ином определении: жанром, основанным на подражании восточному искусству, причём, в разные эпохи предметом таких стилизаций становились не только произведения искусства Китая, но вообще экзотика Востока, например сборник «Западно-Восточный диван» Гёте (1819). «Европейские художники соединяли собственно китайские, индийские, японские и даже мавританские мотивы, почерпнутые из самых разных источников, порой искажая их до неузнаваемости и смешивая несовместимые понятия. К примеру, пагодами в XVIII веке называли фигурки „китайцев“ из фарфора, сделанные на европейских мануфактурах. Подобные нелепости искупались игровым, шутливым характером „китайщины“. Никто не требовал точного соответствия прототипам. Чем причудливее была художественная игра, тем более она соответствовала своему содержанию».
Английское название этого течения: «чайна» (china), искажённое: «чина». Шинуазри — один из видов ориентализма, и, в более широком смысле, экзотизма.
Близкое, но редко употребляемое название: сенжери (фр. singerie — обезьяничанье) — особый жанр в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, шутливое название забавных композиций с изображениями обезьян, пародирующих занятия людей (например: «обезьяний оркестр»), а также попугаев, экзотических птиц, китайцев и китаянок.