Русский национальный костюм: особенности и различия

45

Русский национальный костюм - это традиционная одежда, обувь и украшения, которые использовались русскими в повседневной и праздничной жизни. Он является неотъемлемой частью русской культуры и отражает ее влияние на мировую культуру. Узнайте больше об особенностях и различиях этого костюма на Ласточка-Коломна.

Картинка одежда: русский национальный костюм

Русский национальный костюм — это традиционный комплекс одежды, обуви, украшений и аксессуаров, который использовался русскими как в повседневной, так и в праздничной жизни. Он является неотъемлемой частью русской культуры и отражает ее влияние на мировую культуру, включая массовую и поп-культуру.

Различия между традиционным и национальным костюмами

Важно различать понятия «традиционный/народный костюм» и «национальный костюм». Первый термин относится к комплексу предметов одежды, исторически сложившемуся в конкретном регионе и отражающему различия в одежде между этими регионами. Второй термин отражает представление нации через одежду и внутреннюю политику государства. Национальный костюм создается «сверху» и отражает стереотипы правящей элиты о жителях страны. Он имеет символическое значение и отличается от аутентичных форм народного костюма.

Особенности русского национального костюма

Наиболее хорошо изучен русский традиционный костюм XVIII-XIX веков. Хотя в общем существует сходство в покрое и украшениях русского народного костюма, у него есть свои особенности, которые зависят от региона, пола, функционального назначения и возраста. Женская одежда имеет большую вариативность, в то время как мужская одежда отличается преимущественно по возрасту.

Русский народный костюм является источником творчества для художников и дизайнеров, однако долгое время он не был основательно изучен. В конце XX века появились серьезные работы, затрагивающие все аспекты русского народного костюма, но всё ещё существует недостаток литературы, полностью раскрывающей его художественную ценность.

Влияние патриархата на русский национальный костюм

В русском традиционном обществе господствовал патриархат, и это отразилось и на одежде. Женщины, находясь в подчиненном положении, были связаны семьей и домашним хозяйством, поэтому их одежда отличалась от мужской и варьировалась в зависимости от возраста.

Одежда Изображения – скачать бесплатно на Freepik
Источник изображения: ru.freepik.com

Заключение

Русский национальный костюм является важной составляющей русской культуры и отражает множество факторов, таких как регион, пол, функциональное назначение и возраст. Он имеет свои особенности, которые отличают его от народного костюма. Изучение и понимание этого костюма важно для сохранения и сопровождения русской культурной идентичности.

одежда png | PNGWing
Источник изображения: www.pngwing.com

Что нам скажет Википедия?

Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви, украшений и аксессуаров, использовавшийся русскими в повседневном и праздничном обиходе и являющийся неотъемлемой частью русской культуры и её отражением в мировой культуре (включая массовую, поп-культуру). Он имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), функционального назначения (праздничный, повседневный, рабочий, обрядовый) и возраста (детский, молодёжный, взрослый, пожилых людей).

Необходимо различать такие понятия, как «традиционный/народный костюм» и «национальный костюм». Первый термин подразумевает комплекс предметов одежды, исторически сложившийся в том или ином регионе, и отражающий в том числе различия той или иной области в одежде. Второй термин отражает репрезентацию той или иной нации среди других, выраженную в одежде; а также внутреннюю политику государства, к которому принадлежит нация. Национальный костюм является сущностью, создаваемым «сверху», и отражающем стереотипы правящей элиты о жителях страны. Особенно ярко символическое значение национального костюма заметно при его сравнении с аутентичными формами народного костюма.

Наиболее хорошо русский традиционный костюм известен по образцам XVIII-XIX вв. При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский народный костюм имел свои особенности, выражавшиеся множеством факторов. Несмотря на то, что русский народный костюм служил и продолжает служить богатым художественным и конструкторским источником творчества, довольно долгое время он не изучался основательно. Рассматривалось, к примеру, декоративное оформление народной одежды отдельных регионов. Серьёзные работы, затрагивающие все аспекты русского народного костюма, как и материальные, так и духовные, стали появляться в конце XX века. Тем не менее, недостаток литературы, в полном объёме затрагивающей русский народный костюм и его художественную ценность, всё ещё прослеживается.

Наибольшая вариативность костюма в независимости от конкретного фактора характерна именно для женской одежды, мужская, будучи по большей части примерно одинаковой вне зависимости от конкретного места, прежде всего различалась по возрастному признаку. Это связано с господствовавшим в русском традиционном обществе патриархатом и особым положением женщин: они, находясь в подчинённом положении, были привязаны к семье и домашнему хозяйству (и соответственно, не имели юридической самостоятельности), и потому обладали гораздо меньшим кругозором и меньше, нежели мужчины, познавали мир за пределами родного поселения. Из этого следовало гораздо более тщательное следование традициям, касавшихся в том числе и одежды.

Отдельных размеров для разных возрастов в русском народном костюме не существовало, и предметы одежды передавались по наследству. Если представители более молодого поколения были выше по росту более старших (что было неминуемо в результате возросшей в России на рубеже XIX-XX веков акселерации), то предметы можно было слегка подправить (к примеру, пришить дополнительный кусочек ткани), при этом не нарушив художественной, орнаментальной и цветовой целостности. Также не существовало отдельных «мужского» и «женского» запа́хов — запах всегда был левый, то есть правая пола запахивалась поверх левой.

Преобладающий силуэт в русском традиционном костюме — вытянутый, либо прямоугольный, либо постепенно расширяющийся к низу, трапециевидный.

Одной из особенностью русского традиционного костюма является его ярковыраженная многослойность, наслоение и взаимосвязь отдельных элементов, вместе образующую определённый тип костюма. Также его характеризует взаимосогласованное развитие конструктивного решения его основных элементов, что обеспечивало удобство ношения.

Главный тезис эстетики русского костюма — это красота статики, а не динамики, движения. Та же Кирсанова утверждает, что красота русского народного костюма, прежде всего женского, заключается в покое. Костюм отражает традиционную этику русского народа (включая представления о красоте), в частности традиционное представление о идеальной женщине и её поведении: плавные движения, скромность, отсутствие излишней раскованности. О женском костюме, несущем в себе красоту покоя (особенно допетровском, XVI-XVII вв.), также писал и Иван Билибин.

Однако с другой стороны, русский народный костюм, особенно праздничный, характеризуется броскостью и роскошью, красочностью, большой декоративностью и в то же время гармоничным сочетанием в одном комплексе одежды различных цветовых и орнаментальных решений. Практически повсеместно декор взаимосвязан с формой и конструкцией костюма.

Несмотря на устойчивость формы основных видов одежды, формы традиционного костюма были связаны с феноменом моды. Под её влиянием отдельные элементы одежды выходили из употребления, и их место занимали новые. Данная тенденция характерна в том числе и для русского традиционного костюма. К XIX веку в народном костюме сохранялись некоторые средневековые элементы костюма, хоть и изменившие покрой и название. Однако в том же столетии, помимо тенденции заимствования городской одежды или приближения к таковой, стало проявляться упрощение, заключавшееся в том числе замены одних предметов одежды на другие, более простые. Так, сороки стали заменяться кокошниками, а кафтаны — поддёвками.

Повседневная одежда обладала простотой и скудостью украшений, включая в себя только самые необходимые предметы одежды, и украшалась довольно скудно. В основных чертах повседневную повторяла и рабочая одежда (хотя у ряда профессионально-социальных групп — к примеру, охотников и рыбаков, была рабочая одежда специального предназначения).

Праздничная же одежда отличалась от повседневной, в частности, включала в себя самый полный набор предметов, определённые местной традицией (так, будничный женский костюм Рязанской губернии включал в себя семь предметов одежды, в то время как праздничный — двадцать). Праздничная одежда шилась из хороших тканей, так и домотканых, так и фабричного производства: шёлка, парчи, тафты, кисеи, льняного полотна домашней выделки, тонкого сукна (как и домотканого, так и фабричного), тонких хлопчатобумажных тканей. Каждый элемент праздничной одежды, от головных уборов до обуви, богато орнаментировался. Праздничная одежда также могла быть иного цвета, нежели повседневная.

Особо выделялась обрядовая одежда, отличавшаяся не столько набором входивших в комплекс одежды предметов или покроем, сколько способом его изготовления, цветом, манерой ношения, дополнительными деталями на отдельных предметах. К обрядовой относятся свадебная, похоронная, молёная. Обрядовым мог быть элемент одежды или целый костюм, уже вышедший из употребления в качестве праздничного.

По возрасту носителя одежда делилась на детскую, юношескую, одежду взрослых а браке и стариковскую. Также выделялись комплекты одежды для вдов, солдатских жён, старых дев и т.д. В женской одежде, как уже было указано выше, различия проявлялись гораздо сильнее, чем в мужской.

Видео

Фото одежды: советы для начинающих!

101 Картинка - Одежда ответы #1-20

Картинки для Детей. Изучаем одежду.

Изучаем слова. Одежда. Обучающее видео для детей. for children

зимняя одежда картинки для детей детского сада

Одежда для детей. Карточки с названиями. Презентация для детей. Куртки и верхняя...

Картинки одежды.Как нарисовать одежду

Одежда. Карточки Домана #1