Изучите историю и терминологию штор на Ласточка-Коломна. Узнайте о дизайне и функциональности штор в интерьере.
Што́ры, занавески — общее наименование бытовых функционально-декоративных оконных или дверных занавесей из тканевых и иных материалов. Штора (фр. store) в частном случае — оконная занавесь, раздвигаемая в стороны или поднимаемая вверх.
История штор
Судя по свидетельствам, найденным на раскопках в Олинфе, Помпеях и Геркулануме, портьеры, занавески, висящие над дверным проемом, по-видимому, использовались в качестве разделителей комнат в классической античности. На мозаиках 2-6 веков изображены занавески, подвешенные к стержням, соединяющим арки.
С развитием человечества в каждой стране стали появляться свои особенности оформления интерьера текстилем. Дизайн и материалы для изготовления штор связаны с климатом и культурой страны, а также с её традициями. Например, для Индии, Китая, Франции и Италии традиционным материалом для штор был шёлк, а для Англии и Шотландии — шерсть. В странах Центральной Азии и Америки использовали хлопок, в Андах шерсть (альпака), а в Северной и Восточной Европе — лён.
В древних греческих и египетских домах шторы представляли собой простые полотна лёгкой ткани, задрапированные в каскадные, горизонтальные и другие виды складок. Умение украшать жилище тканью ценилось ничуть не ниже умения создавать искусные драпировки древнего костюма. Именно в те времена зародились основные принципы создания драпировки ткани, которые до сих пор используются при производстве современных портьер.
В средние века дизайн штор стал более сложным. Сначала плотные портьеры, защищавшие покои замков от сквозняков, начали украшать вышитыми гербами и другими геральдическими элементами владельцев.
Терминология штор
Шторная терминология включает в себя множество понятий, которые не всем знакомы. Поэтому для тех, кто собирается обновить или украсить свой интерьер с помощью штор, полезно ознакомиться с основными терминами, используемыми в шторной лексике:
- Штора — собирательное понятие, обобщающее название для всех видов занавесок на окне (реже – на дверном проеме), раздвигаемое или поднимаемое вверх полотнище из различных материалов (чаще всего ткани).
- Портьера — плотная штора из тяжелой дорогой ткани, чаще всего на подкладке.
- Гардина — легкая занавеска из прозрачной или полупрозрачной ткани (органза, тюль), обычно закрывающая все окно.
- Ламбрекен — обработанная цельнокроеная полоса из материи, прикрывающая карниз и служащая для украшения оконного проема.
- Бандо — жесткий ламбрекен из нетканого материала.
- Сваг — элемент ламбрекена в виде полукруга из драпированной ткани.
- Жабо (де жабо) — элемент ламбрекена из ткани, заложенной складками, с косой линией низа.
- Раструб («колокольчик») — одинарная складка в виде конуса.
- Буф — пышная объемная складка ткани, созданная с помощью подвязывания шнуром к карнизу полотнища шторы.
- Тесьма — специальная лента (полоска ткани), используемая при формировании складок или сборок на ткани штор.
- Кулиска — отверстие с верхнего края шторы, сквозь которое пропускается стержень карниза – шест из дерева, металла или пластмассы.
- Рюши — край занавески сверху в виде плотных сборок.
- Шнур — декоративное украшение для штор, обычно применяется в качестве канта.
- Люверс — твердое (металлическое или пластмассовое) кольцо, обрамляющее отверстие в ткани шторы.
- Захват — декоративный элемент в виде выступа, обычно деревянный или металлический, находящийся сбоку у окна и использующийся для поддержания занавески.
- Держатель для штор — декоративный элемент, используемый для удержания занавески, собранной в сторону.
См. также
Дизайн и функциональность
Шторы выполняют две взаимодополняющие задачи: функциональное регулирование освещенности помещения и эстетическую деталь интерьера. Шторы являются последним штрихом в создании комфорта в доме и одним из важнейших элементов стилевого решения дизайна помещения.
При выборе ткани для штор необходимо учитывать климатические условия и пропорции оконного проема. Важно также учесть цветовую гамму, стиль нанесенного рисунка и текстуру полотна штор. Длина полотен штор также играет важную роль, и они должны быть максимально возможной длины для эффектного вида.
Пошив штор предоставляет мастерам безграничные возможности взаимного комбинирования материалов, цветов и фасонов. Дизайнеры интерьера оценивают размеры комнаты и соотношение ее размеров для подбора соответствующей ткани. Оформление окон красивыми шторами помогает оживить комнату и создать уют в доме.
В итоге, дизайн штор играет важную роль в создании комфорта и атмосферы в помещении, а выбор ткани и стиля штор зависит от индивидуальных предпочтений и особенностей интерьера.
Что нам скажет Википедия?
Што́ры, занавески — общее наименование бытовых функционально-декоративных оконных или дверных занавесей из тканевых и иных материалов.
Штора (фр. store) в частном случае — оконная занавесь, раздвигаемая в стороны или поднимаемая вверх.
В русском языке самое раннее появление слова «штора» отмечено, первоначально в виде «стора», в 1707 году (в форме мн. ч. «сторы»), так оно было заимствовано из французского (фр. store), куда пришло из латинского (лат. storea), означающего «рогожа», «циновка». В форме мн. ч. «сторы» это слово употребил, например, Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» (том 4, часть 4, глава III). В современном виде «штора» слово пришло в русский из немецкого языка (нем. Store, где первая буква согласно правилам немецкого языка произносится как «ш»).
Судя по свидетельствам, найденным на раскопках в Олинфе, Помпеях и Геркулануме, портьеры, занавески, висящие над дверным проемом, по-видимому, использовались в качестве разделителей комнат в классической античности. На мозаиках 2-6 веков изображены занавески, подвешенные к стержням, соединяющим арки.
С развитием человечества в каждой стране стали появляться свои особенности оформления интерьера текстилем: дизайн и материалы для изготовления штор — все это связано с климатом и культурой страны, а также с её традициями. Так, например, для Индии, Китая, Франции и Италии традиционным материалом для штор был шёлк, а для Англии и Шотландии — шерсть. Что касается стран Центральной Азии и Америки, то здесь использовали хлопок, в Андах шерсть (альпака), а в Северной и Восточной Европе (Русь (Россия), славянские страны, Балтия, Фенноскандия) — лён.
В Греции и Египте шторы представляли собой простые полотна лёгкой ткани, задрапированные в каскадные, горизонтальные и другие виды складок. Умение украшать жилище тканью ценилось ничуть не ниже умения создавать искусные драпировки древнего костюма. Именно в те времена и зародились основные принципы создания драпировки ткани, которые до сих пор используются при производстве современных портьер.
Кроме того, в домах древних греков получили распространение балдахины и тканевая обивка мебели. А ткани для интерьера начали украшаться вышитыми орнаментами, которые несли не столько эстетическое, сколько магическое значение.
В средние века дизайн штор стал более сложным. Сначала плотные портьеры, защищавшие покои замков от сквозняков, начали украшать вышитыми гербами и другими геральдическими элементами владельцев. Затем, с развитием торговли, в дизайне штор появилось большое разнообразие тканей, и, соответственно, возможность их комбинирования. Надо сказать, что в этот период шторы были исключительной привилегией знатных и состоятельных граждан и правящей элиты.
К XVII веку шторы стали одним из главных декоративных элементов дизайна интерьера, а кроме того, все более широкое распространение начали приобретать балдахины, тканевая обивка стен, покрывала для кроватей, всевозможные чехлы для мебели, скатерти. Менялся и сам дизайн штор. Вошли в моду пышные причудливые ламбрекены, кисти, шнуры, многослойные драпировки.
Дальше текстильное оформление становится все более скромным. Сначала неоклассицизм диктует умеренность и отсутствие излишеств, ставя во главу угла не кричащее разнообразие и причудливость рококо, а изысканность и утонченность линий и красоту тканей. А затем и вовсе появляется минимализм со своим отрицанием декоративных украшений и шторы снова превращаются в простые полотна ткани.
Развитие научно-технического прогресса предоставило сегодняшним дизайнерам по шторам огромное разнообразие тканей с различными декоративными свойствами. Это и имитация натуральных тканей — лён, хлопок, парча, бархат, шёлк — которые на вид неотличимы от настоящих, но при этом лишены недостатков натуральных полотен: не выгорают и не дают усадки. И совершенно новые ткани в стиле хай-тек футуристических дизайнов. Что касается моделей штор, то они снова становятся сложными, с обилием декоративных деталей и аксессуаров. Находящийся на пике современной моды стиль винтаж (от французского вино с выдержкой) диктует необходимость оформления окна сложными ламбрекенами, опять входят в моду драпировки стен и потолков, чехлы для мебели и балдахины.
В Англии занавески начали заменять деревянные ставни ближе к концу 16 века. В средневековой Англии самой ранней формой обработки окон были кожаные панели, насаженные на железные стержни. В конечном итоге они были заменены ткаными панелями из шерсти. Во время правления Елизаветы I начали импортироваться богато украшенные ткани итальянского Возрождения, в том числе парча, бархат и дамаст. Ставни из массива дерева использовались в холодное время года.
Все шторы состоят из элементов, которые в целом образуют тот или иной стиль занавесей:
Стилистические направления
Занавеси позволяют создавать атмосферу уюта, гармонии света, цвета и формы в комнате. Они являются элементом декора и искусства, представлены несколькими основными стилистическими направлениями.
Шторы, в зависимости от способа их крепления на карниз и декоративных особенностей, делят на виды:
Примечания:
Литература: